Общественная организация
«Пятигорская городская армянская
национально — культурная автономия»

  Мы в социальных сетях
 






Календарь публикаций
Ноябрь 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
       
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 




 

Что написано пером



Ричард Тигран Вардян — мастер, разменявший уже десятый десяток. За его плечами опыт, которому позавидовал бы любой современный дизайнер — он создал логотипы для таких известных компаний, как Max Factor и Carnation Ice Cream, нарисовал обложки для ряда музыкальных дисков и работал над оформлением фильмов, среди которых легендарные «Бен-Гур» и «Танцы с волками».

Вардян родился в 1921 году — примерно тогда, когда гора Арарат оказалась на территории Турции. Как и город Карс, в котором родилась и выросла его мать. Правда, в это время она уже жила в Америке — родители Ричарда встретились в Калифорнии. Жил и учился он в тамошнем городке Венеция, прямо на берегу океана. Мальчик очень рано понял, что посвятит свою жизнь искусству: «Еще учась в начальной школе, на вопрос, кем хочу стать, я однозначно отвечал — художником, всю жизнь буду рисовать комиксы. Моими любимыми героями были моряк Папай и Микки Маус».

Осуществлению этой мечты не смогли помешать даже родные, которые убеждали: «Хочешь зарабатывать деньги — становись юристом». Уже в высшей школе, рисуя постеры-объявления для танцевальных вечеринок и футбольных матчей, Ричард окончательно убедился: это именно то, чем он хочет заниматься, и решил изменить свое учебное расписание с тем, чтобы посещать художественную школу. С помощью своего профессора Вардян нашел внештатную работу в одной из коммерческих арт-студий. Правда, поначалу он в основном готовил там домашние задания и только спустя какое-то время перешел на полноценную работу каллиграфом. Затем началась Вторая мировая война, юноша получил призывное свидетельство и четыре года провел на армейской службе. В боевых действиях он, впрочем, не участвовал, а рисовал карты и графики в канцелярии береговой охраны — командование благоразумно решило не разбазаривать его знания и талант.

После войны Вардян работал в нескольких местах, в основном рисовал шрифты. А вскоре поступил в школу фотографии. Небольшой опыт в этой сфере у него был еще с детства: «В школе нам как-то задали подготовить фотоэссе, и я решил проиллюстрировать рубаи Омара Хайяма. Для реализации замысла мобилизовал родных и друзей, а мой отец, который был портным, специально для съемок сделал несколько костюмов. Помню, среди позирующих был очень колоритный армянин по фамилии Асиджян. Он был рестлером и выступал под сценическим псевдонимом Али-Баба». Теперь, будучи уже вполне зрелым человеком, Ричард вместе с четырьмя друзьями решил открыть собственную студию и всерьез заняться фотоискусством. И снова в планы вмешалась война — на этот раз Корейская, двоих ребят из команды призвали в армию. У него остался только один партнер, который через некоторое время пришел к выводу, что рисковать не стоит, и ушел из бизнеса, найдя себе постоянную работу в какой-то компании. А когда у Ричарда еще и фотокамеру украли, он окончательно решил, что фотографией заниматься больше не будет, и вернулся к каллиграфии.

Поиски устойчивого заработка привели Вардяна в Universal Studios, где ему поручили художественное оформление комедии It Grows on Trees, после чего предложили место с зарплатой $150 в неделю. «В мою задачу входило создать логотип картины. Мы смотрели еще сырой фильм, вникали в суть, потом пробовали разные варианты, пока в итоге не получалось то что надо. Было очень интересно работать в окружении голливудских звезд. В перерывах мы ходили на съемки, забивались куда-нибудь подальше и наблюдали. Было у этой работы еще одно преимущество — к нам приходили друзья, и мы брали их в кафетерий, где можно было поглазеть на живого Тони Кертиса». Посмотреть на звезд Ричард пару раз приводил и свою будущую жену — надо же было как-то произвести впечатление! «Она была знакомой одного из наших родственников во Фресно и, приехав в Лос-Анджелес, остановилась у моей сестры. В общем, закончилось это нашей свадьбой и рождением двоих сыновей».

Пока Вардян налаживал личную жизнь, Universal сменила владельцев, и новые боссы захотели, чтобы весь дизайн к фильмам создавался в Нью-Йорке. В Большое яблоко его не особо тянуло, так что опытный дизайнер снова остался не у дел: «В рекламном бизнесе, как бы ты ни был хорош, востребованность тебе не гарантирована. Во всяком случае, в те годы было так», — вспоминает Ричард. Вскоре он поступил на другую крупную киностудию — Warner Bros. Однако две самые серьезные свои работы в кино он создал в качестве фрилансера для совершенно другой студии. В 1959-м Вардян оказался вовлечен в рекламную кампанию легендарного эпического кинополотна студии Metro-Goldwyn-Mayer «Бен-Гур» (эта лента Уильяма Уайлера впоследствии удостоилась 11 «Оскаров»). К самому сложному заказу в его карьере дизайнера подключил друг, бывший в то время арт-директором на MGM. Разработка логотипа продвигалась сложно: «Меня недавно уволили, жене только что сделали операцию, а в комнате, где я работал, стояла ужасная жара, — вспоминает Ричард. — И вообще, я плохо себе представлял, чем все это закончится. Это был очень большой проект, по своим масштабам сравнимый с грандиозностью самого фильма. Но я с ним справился».

Вардян признается, что в молодости особого восторга от своей национальной принадлежности не испытывал. «Времена были такие: армяне меняли свои имена, думая, что так будет легче интегрировать в американское общество. Но, чем старше я становился, тем больше хотел, чтобы меня звали Тиграном. Так звали брата отца: таким образом я хотел сохранить память о дяде и возвращался к своим корням».

С приходом новых технологий искусство каллиграфии ушло в прошлое, и Ричард Тигран Вардян постепенно отошел от дел, передав эстафету новому поколению коммерческих художников. Без сожаления. Последней его крупной работой в кино стал логотип к фильму Кевина Костнера «Танцы с волками» — еще одной известной оскароносной картины, которая в 1991 году снималась на MGM.

«Я работал над созданием печатных рекламных материалов для крупных кинопроектов Universal и Warner Bros., занимался дизайном для «Бен-Гура», делал обложки музыкальных альбомов для таких звукозаписывающих компаний, как Capitol Records, шрифтовую работу и упаковку для Max Factor и Hughes Aircraft... И при этом дожил до 91 года! Да, карьера у меня была что надо, и жаловаться, наверное, не на что. Разве что иногда очень грустно видеть, как твои друзья уходят один за другим, а ты продолжаешь жить и остаешься один».

Журнал «Ереван», N6(76), 2012





19 июня 2014 года       Просмотров: 3251       Рубрика: Диаспора



8 причин гордиться Азнавуром   Армянское нагорье: 12 тысяч лет назад





Похожие статьи



Россия и Армения: основные показатели стран
Армянское нагорье: 12 тысяч лет назад
Армения моя…
Армения моя…
22 января 2011 года

Карабах – остров стабильности, а не частичка управляемого хаоса
Армянские мушкетеры
Знаете ли вы?
Знаете ли вы?
21 января 2014 года

Новогодние мероприятия Пятигорской Армянской Общины
Время на холстах Христо Поландова
Лев Травнев принял членов недавно созданной Молодежной Общественной Палаты Пятигорска
День армянской кухни
День армянской кухни
7 декабря 2011 года



Наши лица






 
О сайте     Связь с редакцией     Правила публикации     Размещение рекламы     Контакты


2012-2024 Пятигорская городская армянская национально - культурная автономия.
Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет.


Армянский информационно-развлекательный портал HayWeb.ru Arcah.ru - Арцах (Нагорно - Карабахская Республика)